АП-РО
Адвокатская Палата Ростовской Области
 
Статус и членствоГрафики дежурствБесплатная юрпомощь
Главная Информация Новостная лента Новой Думе предстоит открыть административные суды

21 января

Новой Думе предстоит открыть административные суды

Эта особая ветвь правосудия - специально для решения споров людей с государством и бюрократами любых уровней - заложена в Конституции. Как приблизить ее создание, как оградить граждан от чиновного произвола? На эти важные вопросы читателям «Российской газеты» ответил председатель Совета при президенте РФ по вопросам совершенствования правосудия Владимир Туманов.

РГ: К нам в редакцию приходят письма - люди жалуются на чиновников, на милицию, на местные власти и тех, кто повыше. Первый замдиректора Института законодательства и сравнительного правоведения при правительстве РФ Юрий Тихомиров тоже подтверждает: в судах очень много исков против исполнительной власти. А административной юстиции, о которой столько говорили все последние годы, как не было, так и нет.

Владимир Туманов: О системе административного правосудия не только говорили. Были сделаны и практические шаги в этом направлении. Верховный суд внес в Госдуму проекты двух федеральных конституционных законов. Один из них даже принят в первом чтении еще в 2000 году. И теперь вдруг все это пропало - такого важного для правосудия направления, как создание системы административных судов в федеральной программе развития судебной системы до 2011 года, не оказалось. Таким образом, еще на четыре года заморожен судебный контроль за законностью управленческих актов, осуществление которого в рамках гражданского процесса сегодня малоэффективно.

РГ: По словам бывшего первого зампреда Верховного суда Владимира Радченко, такой раздел первоначально был в программе, но потом его почему-то выбросили. А на Кодекс административного судопроизводства, разработанный Верховным судом, все ведомства, куда он был направлен, дружно прислали отрицательные отзывы, даже не задав ни одного вопроса.

Туманов: Есть большие опасения, что сработали закулисные механизмы в интересах того самого бюрократического аппарата, который непрерывно растет и вовсе не заинтересован в эффективном судебном контроле за законностью управленческих актов. У нас четыре вида судопроизводства: уголовное, конституционное, гражданское и административное. Его долго понимали лишь как «полицейское право» - арест на 15 суток. А на самом деле рассмотрение административных правонарушений - это одно из важнейших направлений судебной защиты прав и свобод граждан.

РГ: Сейчас люди отстаивают свои интересы в судах общей юрисдикции и в арбитражных. Ведет ли кто-нибудь статистику, каков процент дел, выигранных гражданами в спорах с чиновниками?

Туманов: С судебной статистикой у нас дело обстоит вообще плачевно, это отдельная большая проблема. Таких данных нет. Но полагаю, что этот процент невелик. Вряд ли у москвича есть шанс выиграть в суде иск к мэрии, к префектуре или даже к управе. Административное правосудие тем и хорошо, что процедура в нем лучше приспособлена к решению споров, предмет которых - управленческие акты государственных и муниципальных органов, а также должностных лиц. В частности, судебный округ этого суда не совпадает с границами административного деления, значит, у чиновников меньше рычагов, чтобы давить на суд.

РГ: Тем более странно, что в программе конкретно названа именно такая проблема - как предотвратить давление на суд, и в ней не нашлось места для административного правосудия.

Туманов: Очень правильно, что эта проблема поставлена вместо общих громких рассуждений о независимости суда. Но мера, которая предлагается в программе для борьбы с давлением на суд, представляется малоэффективной. Судья, начиная процесс, должен огласить, какие к нему до начала рассмотрения дела были письменные и устные обращения. Я сомневаюсь, что это поможет устранить «телефонное право». Все ли звонки огласит судья или о чем-то предпочтет умолчать - как это можно проверить?

РГ: В документе указаны и другие болевые точки, в том числе неисполнение судебных решений. Названа даже цифра - 48 процентов судебных решений не исполняются. Таким образом, эффективность работы судебной системы снижается практически вдвое.

Туманов: Проблема очень актуальная. Из Европейского суда по правам человека в Страсбурге идет в этой связи поток решений. Но возникает вопрос: кто ответчики по этим 48 процентам неисполненных решений? Открытой статистики нет, но можно быть почти уверенным, что это не столько физические лица, сколько опять-таки государственные, особенно бюджетные органы, которые дела в судах проиграли, но где с судебными приставами-исполнителями и разговаривать не хотят.

РГ: Программа предлагает обратиться к зарубежному опыту организации исполнительного производства. Вы хорошо знакомы с тамошним опытом. Его можно позаимствовать?

Туманов: Придется, наверное, обращаться к африканскому опыту, потому что в таких странах, как Германия, Англия, Франция, проблема неисполнения практически не существует. Есть лишь редкие случаи подобного рода в отношениях между физическими лицами. А Страсбургский суд за всю свою историю не рассмотрел ни одного дела о неисполнении решения национального суда названных выше государств. В отличие от российских и украинских судов.

РГ: Кто разрабатывал эту программу, разве президентский Совет не давал своего заключения?

Туманов: Из текста программы не видно, кто был ее конкретным составителем, но в качестве ответственного лица значится минэкономразвития. Честно говоря, мне непонятно, почему этому ведомству исполнительной власти было поручено определять пути развития судебной системы страны. И почему столь важный документ не стал предметом широкого предварительного обсуждения. Мы высказали свое отношение, в том числе и по проблеме создания административной юстиции, но, к сожалению, лишь задним числом, когда программа была уже утверждена.

РГ: Поговаривают, что против введения административной юстиции выступают и арбитражные судьи. Для них якобы такие дела - лакомый кусочек, и им невыгодно его терять.

Туманов: Сейчас в арбитражном судопроизводстве добрая половина дел - это административные споры. Причем не такие, где предприниматель жалуется на предпринимателя, а когда человек обжалует действия госорганов, должностных лиц: налоговой инспекции, контрольных органов, отказы в регистрации, рейдерство под видом узаконенных процедур и так далее. Если все это уйдет в административные суды, то работы у арбитражных судей будет, конечно, меньше.

РГ: Может быть, новая Дума проявит больше решительности и выполнит, наконец, требование нашей Конституции о введении административного правосудия?

Туманов: Буквально на днях председатель Верховного суда Вячеслав Лебедев заявил, что вновь вносит в Думу закон об административном судопроизводстве. Если так, то дело - за вновь избранными депутатами.

РГ: Прошел год, как принята программа развития судебной системы. Что изменилось в судах для граждан?

Туманов: Если судить по организационно-техническому оснащению судов, то программа - это большой подарок нашей судебной системе. Много денег на обустройство, много новейшей техники, электронная запись заседания, большие и красивые канцелярии, институт помощников судей. Дело за тем, чтобы в этих канцеляриях посетителей встречали приветливо, чтобы профессиональный и культурный уровень судейских соответствовал их высокому статусу.

Борис Ямшанов, «Российская газета»-Неделя от 10 января 2008 г.

К списку новостей

© Адвокатской палаты
Ростовской области, 2006
+7 (863) 282-02-08, 282-02-09,
344006, г. Ростов-на-Дону,
пр. Ворошиловский, 12, 2-й этаж

Герб Адвокатской палаты Ростовской области

Задать вопрос вице-президенту АП РО Панасюку С.В.

Рекомендации, разъяснения и заключения Научно-методического совета АП РО

Свежий номер журнала «Южнороссийский адвокат»

Подписка на «Новую адвокатскую газету»

Design by Vibe