АП-РО
Адвокатская Палата Ростовской Области
 
Статус и членствоГрафики дежурствБесплатная юрпомощь
Главная Информация Новостная лента Трудовая книжка с новациями

23 июля

Трудовая книжка с новациями

Несмотря на обязательность заключения трудовых договоров, основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника остается трудовая книжка. Что нового появилось в последнее время в порядке ее ведения и хранения?

Трудовая книжка – важнейший документ как для работника, так и для работодателя. В соответствии с ней рассчитывается непрерывный трудовой стаж для оплаты больничных листков и трудовой стаж для начисления надбавок за стаж работы, трудовую книжку предъявляют как доказательство наличия или отсутствия у гражданина места работы и опыта работы в той или иной сфере деятельности. В некоторых случаях трудовую книжку требуют и государственные органы – например, в государственной службе занятости населения ее предъявление является условием начисления пособия по безработице не на минимальном уровне, а с учетом среднего заработка; в территориальных органах Пенсионного фонда РФ с помощью трудовой книжки подтверждается трудовой стаж, необходимый для расчета большинства пенсий.

В силу столь важных функций данного документа правильное ведение трудовой книжки имеет огромное значение. Наличие в ней записи, сделанной с нарушением требований законодательства (например, отсутствует печать организации на записи об увольнении) или содержащей неправильные либо неточные сведения (не сделана запись о переименовании организации в период работы в ней работника и пр.), может привести к различным негативным последствиям, вплоть до исключения периода работы, о котором сделана ошибочная запись, из трудового стажа работника.

Что нового появилось в последнее время в порядке ведения трудовых книжек?

Нововведения в этой области связаны с постановлениями Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 132 и от 19 мая 2008 г. № 373, которыми внесены изменения в Постановление Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 «О трудовых книжках» и в утвержденные данным Постановлением Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей (далее – Правила).

Большую часть корректив содержит Постановление Правительства РФ от 1 марта 2008 г. № 132. В основном эти изменения, вступившие в силу 22 марта 2008 г., связаны с необходимостью приведения Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 в соответствие с действующим законодательством.

Так, изменены наименования государственных органов, упомянутых в тексте вышеуказанного постановления: поскольку Министерство труда и социального развития РФ в 2004 г. Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 было упразднено, его функции по принятию нормативных правовых актов были переданы образованному по этому же Указу Министерству здравоохранения и социального развития РФ; Государственный комитет РФ по статистике был преобразован в Федеральную службу государственной статистики.

Больше всего изменений потребовалось внести для приведения Правил в соответствие с действующей редакцией ст. 309 ТК РФ. Так, Федеральным законом от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ в ТК РФ было введено такое понятие, как «работодатель – физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем», и на этих работодателей был возложен ряд прав и обязанностей работодателей-организаций. В частности, с 6 октября 2006 г. работодатели – индивидуальные предприниматели обязаны вести трудовые книжки на всех работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые. Это положение не распространяется на работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями.

Соответственно этому изменению ст. 309 ТК РФ претерпели изменения и Правила, п. 3 которых теперь изложен в следующей редакции:

«Работодатель (за исключением работодателей – физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями) ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней, если работа у данного работодателя является для работника основной.

Работодатель – физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами РФ.

Работодатель – физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, не имеет права производить записи в трудовых книжках работников и оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые».

Кроме того, в Правила внесены изменения, распространившие обязанности работодателей – организаций по ведению, учету, хранению трудовых книжек на работодателей – индивидуальных предпринимателей. Так, п. 28 Правил был дополнен абзацем: «Если неправильная или неточная запись в трудовой книжке произведена работодателем – физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, и деятельность его прекращена в установленном порядке, исправление производится работодателем по новому месту работы на основании соответствующего документа».

Изменился срок хранения трудовых книжек и их дубликатов, не полученных при увольнении самими работниками либо, в случае смерти работника, – его ближайшими родственниками. Согласно пп. «б» п. 4 ст. 22 Федерального закона от 22 октября 2004 г. № 125-ФЗ «Об архивном деле в Российском Федерации» (в ред. от 13 мая 2008 г.) такие документы должны храниться у любого работодателя до востребования, а невостребованные – не менее 75 лет.

Среди изменений, не связанных с необходимостью приведения Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2003 г. № 225 и Правил в соответствие с действующим законодательством, следует отметить уточнение срока, в течение которого работодатель обязан по письменному заявлению работника выдать ему копию трудовой книжки или заверенную в установленном порядке выписку из трудовой книжки – не позднее 3 рабочих дней.

Постановление Правительства РФ от 19 мая 2008 г. № 373 ограничилось только одним изменением, расширив список периодов службы, запись о которых вносится в трудовую книжку по месту работы: в пп. «а» п. 21 Правил кроме военной службы, службы в органах внутренних дел и таможенных органах теперь включено время службы в органах Государственной противопожарной службы Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах налоговой полиции, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ. Это изменение вступило в действие с 1 июня 2008 г.

Ольга СОБОЛЕВА, юрист.
«Домашний адвокат», № 14, 2008.

К списку новостей

© Адвокатской палаты
Ростовской области, 2006
+7 (863) 282-02-08, 282-02-09,
344006, г. Ростов-на-Дону,
пр. Ворошиловский, 12, 2-й этаж

Герб Адвокатской палаты Ростовской области

Задать вопрос вице-президенту АП РО Панасюку С.В.

Рекомендации, разъяснения и заключения Научно-методического совета АП РО

Свежий номер журнала «Южнороссийский адвокат»

Подписка на «Новую адвокатскую газету»

Design by Vibe