АП-РО
Адвокатская Палата Ростовской Области
 
Статус и членствоГрафики дежурствБесплатная юрпомощь

Управление налоговыми рисками

Инна Аксюк, адвокат,
партнер Юридической компании «Аксюк и партнеры»

В деятельности любого предприятия возникает множество рисков, в том числе налоговых. Очевидно, что их своевременное выявление позволяет во многом избежать негативных последствий либо существенно уменьшить масштабы таких последствий.

Законодательная система налогообложения в России является достаточно сложной, нестабильной, а правоприменительная и судебная практика весьма противоречивой. Без профессиональной помощи разобраться во всех аспектах налогообложения и его оптимальном применении практически невозможно. Кроме того, в настоящее время государственная политика направлена в сторону усиления ответственности налогоплательщиков. Не секрет, что в последнее время налоговая «оптимизация», основанная на применении так называемых «схем оптимизации налогообложения», достаточно часто стала рассматриваться налоговыми органами и судебной практикой как незаконная. Причем доначисление налогов в ходе проведения налоговой проверки, начисление пени и привлечение к налоговой и административной ответственности - далеко не самое страшное, что может случиться. Гораздо более серьезным является вопрос о привлечении к уголовной ответственности.

Достаточно серьезные налоговые риски связаны с неоднозначным толкованием действующего налогового законодательства. Проблема усложняется постоянным изменением налогового законодательства, а также отсутствием сложившейся судебной практики по ряду вопросов. В то же время, учитывая то, что в России отсутствует институт прецедентного права как такового, даже наличие сложившейся судебной практики само по себе не гарантирует, что риски исчезнут полностью. Результат каждого судебного разбирательства во многом зависит оттого, насколько квалифицированно подготовлены документы, и от профессионального уровня участников процесса. Кроме того, казалось бы, достаточно однозначно складывающаяся судебная практика иногда меняется. И это обстоятельство прогнозировать весьма сложно. Поэтому при принятии решения об использовании судебной практики как аргумента для налоговых и судебных органов необходимо детально сопоставить не только имеющиеся судебные акты и конкретные обстоятельства возникшей спорной ситуации, но и возможность изменения судебной практики.

Разъяснения Министерства РФ по налогам и сборам, а также Минфина РФ помогают лишь снизить налоговые риски. Минфин РФ, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет выработку единой финансовой, кредитной, денежной политики и нормативно-правовое регулирование в финансовой сфере, включая бюджетную, налоговую сферы, сферу бухгалтерского учета и отчетности. Письма Минфина РФ, как правило, представляют собой разъяснения по частным вопросам налогоплательщиков по конкретным ситуациям, касающимся применения налогового законодательства. Однако, нередко высказываемая Минфином РФ официальная позиция спустя какое-то время им же и меняется. Кроме того, довольно часто налоговые органы занимают прямо противоположную высказанной финансовым ведомством позицию. Нельзя не учитывать также возникновение судебной практики, в которой содержится иное толкование этих же норм налогового законодательства.

Впрочем, необходимо отметить, что соответствующие постановления Конституционного Суда РФ и Высшего арбитражного Суда РФ в настоящее время разрешили существующий весьма спорный вопрос, признав, что письма Минфина РФ, если они нарушают права и законные интересы налогоплательщика в сфере предпринимательской деятельности, могут быть обжалованы в арбитражный суд, т. е. по существу определили правовое значение писем Минфина РФ как нормативных актов (См. определение КС РФ от 20.10.05 г. № 442-0; решение ВАС РФ от 15.03.06 г. по заявлению ЗАО «СЕБ Русский Лизинг» о признании недействительным письма Минфина РФ от 10.06.04 г.).

Однако такое толкование правовой природы писем Минфина РФ на практике, с точки зрения прав налогоплательщиков, имеет как положительное, так и отрицательное значение. С одной стороны, если позиция налоговых органов отличается отточки зрения Минфина РФ, то налогоплательщик получает весомые аргументы в свою пользу. С другой стороны, Минфин РФ не всегда высказывает в своих письмах позицию, которая является единственно правильной и бесспорной. Выходом из такой ситуации может служить доказывание в ходе судебного разбирательства несоответствия нормативного правового акта иному имеющему большую юридическую силу, и прежде всего - НК РФ.

Учитывая изложенные проблемы, возникающие в рассматриваемой сфере, многие предприниматели стремятся получить профессиональную помощь по выявлению и правомерному снижению налоговых рисков.

В настоящее время на рынке консалтинга свои услуги предлагают многие специалисты в области налогообложения. Однако представляется необходимым провести разграничение между деятельностью налогового юриста и налогового консультанта, хотя общие черты им присущи: и налоговый консультант, и налоговый юрист должны минимизировать налоговые риски организации.

Как известно, любую проблему лучше предотвратить, чем в дальнейшем ее решать. Предприниматели подчас сами увеличивают налоговые риски, точно не анализируя налоговые последствия принимаемых ими управленческих решений. Поэтому к налоговому юристу целесообразно обращаться до того момента, когда у фирмы возникли разногласия с налоговыми органами. Услуги юриста позволяют в этом случае получить правовое обеспечение для реализации конкретного проекта с минимальными налоговыми рисками, в том числе рекомендации о необходимых для осуществления такого проекта договорах и иных документах, отсутствие которых нередко становится основанием претензий налоговых органов. Таким образом, если налоговый консультант рекомендует, как оптимально организовать налоговый учет, то юрист разрабатывает для каждого конкретного проекта необходимое, в том числе с точки зрения налогообложения, правовое обеспечение. При наличии противоречия с позицией налоговых органов — налоговый юрист обеспечивает клиенту возможность оценить риски и определить целесообразность судебного разбирательства, в том числе исходя из размера спорной суммы.

В своей деятельности налоговый юрист принимает решения на основе сложившейся арбитражной практики, мнения налоговых органов и своего опыта. Работая над обеспечением какого-либо проекта, составляя конкретный документ, налоговый юрист не только из норм гражданского законодательства, но учитывает и налоговые последствия, которые могут возникнуть у фирмы на основании этих документов.

Максимальный эффект «борьбы» за снижение налоговых рисков удается получить в случаях, когда обращение к налоговому юристу происходит в самом начале деятельности фирмы, при ее создании (еще не сделано ошибок, которые придется исправлять в процессе деятельности). Проанализировав полученную от клиента информацию о предполагаемых видах деятельности, ожидаемых затратах, вложениях, наличии или приобретении в будущем основных средств, налоговый юрист может разработать наиболее целесообразную структуру организации, выбрать оптимальную для данной деятельности и планируемой структуры систему налогообложения, разработать рекомендации по системе документов, обеспечивающих юридически грамотное оформление деятельности.

Если речь идет все-таки о возникновении разногласий с налоговыми органами, своевременное обращение к налоговому юристу позволяет разработать наиболее эффективный план защиты, сформировать и обосновать правовую позицию, подготовить необходимые документы и профессионально осуществить представительство интересов предпринимателя в вышестоящей инстанции и в суде.

© Адвокатской палаты
Ростовской области, 2006
+7 (863) 282-02-08, 282-02-09,
344006, г. Ростов-на-Дону,
пр. Ворошиловский, 12, 2-й этаж

Герб Адвокатской палаты Ростовской области

Задать вопрос вице-президенту АП РО Панасюку С.В.

Рекомендации, разъяснения и заключения Научно-методического совета АП РО

Свежий номер журнала «Южнороссийский адвокат»

Подписка на «Новую адвокатскую газету»

Design by Vibe