АП-РО
Адвокатская Палата Ростовской Области
 
Статус и членствоГрафики дежурствБесплатная юрпомощь
Главная Издания палаты Периодические Южнороссийский адвокат № 1-2 (январь-март) 2008 г. Без квалифицированной юридической помощи невозможна эффективная судебная защита

Без квалифицированной юридической помощи невозможна эффективная судебная защита

Оксана Бондарь,
аспирантка юридического факультета
Южного Федерального университета

Защита прав и свобод человека и гражданина является одной из важнейших конституционных обязанностей Российской Федерации (ст. 2). Реализация конституционных требований гарантирования государственной защиты прав и свобод человека и гражданина предполагает необходимость законодательного установления целостной системы экономических, социально-политических, организационно-правовых и иных гарантий прав и свобод граждан. Особое значение имеет в этом плане судебная защита прав и свобод (ст. 46 Конституции).

Вместе с тем право на судебную защиту, имея гарантирующее значение по отношению к другим правам и свободам, нуждается, в свою очередь, в гарантиях своей собственной реализации. Важное и весьма специфичное место в системе гарантирования права на судебную защиту, с одной стороны, и в создании надлежащих условий последовательного решения задач судопроизводства, с другой, принадлежит конституционному институту квалифицированной юридической помощи (ст. 48).

Это определяется не только самой по себе природой конституционного права на квалифицированную юридическую помощь, но и тем обстоятельством, что юридическая помощь, оказываемая сторонам судопроизводства, имеет значение не только для эффективной реализации сторонами судопроизводства своего права на судебную защиту, но наличие (или отсутствие) квалифицированной юридической помощи может влиять на сам характер правосудия.

Например, реализация такого важнейшего принципа правосудия как состязательность и равноправие сторон (ст.123 Конституции) была бы практически невозможной без оказания юридической помощи, без участия в судопроизводстве адвоката. И это характерно для всех форм правосудия — не только гражданского, уголовного, но и конституционного, административного, хотя нельзя не учитывать, что оказание юридической помощи, например, в конституционном судопроизводстве обладает существенной спецификой.

Поэтому применительно к оказанию квалифицированной юридической помощи важно иметь в виду не только личные моменты, связанные с оказанием такой помощи конкретному человеку (обвиняемому, потерпевшему, истцу т.д.), но и публично-правовые начала данного института, во многом влияющего не только на реализацию самого по себе права на судебную защиту, но и на эффективность функционирования всей системы судебной защиты прав и свобод человека и гражданина.

В этом случае субъект оказания квалифицированной юридической помощи выступает одновременно и субъектом судопроизводственных правоотношений (ст. 49 УПК РФ, глава 5 ГПК РФ, глава 6 АПК РФ) Выполняя соответствующие процессуальные функции, адвокат (защитник) может в определенной мере влиять на ход осуществления и, в конечном счете, на исход рассмотрения судебного дела.

В более конкретном нормативно-правовом проявлении — с точки зрения конституционного статуса личности — значение института юридической помощи в механизме реализации конституционного права человека и гражданина на судебную защиту определяется, прежде всего, тем, что обеспечение квалифицированной юридической помощи является важной гарантией доступа граждан к правосудию, включая реализацию права на «свой» суд (ч. 1 ст. 47), юридическую возможность обращения в межгосударственные юрисдикционные органы (ч. 3 ст. 46), что отражает, в том числе, международно-правовой уровень реализации права-гарантии на юридическую помощь.

При этом конституционные начала гарантирования юридической помощи охватывают собой все стадии судопроизводства, включая: разрешение дела судом по существу и вынесение итогового судебного решения; обжалование не вступивших в законную силу судебных решений и, соответственно, гарантирование квалифицированной юридической помощи при реализации права на доступ к суду вышестоящей инстанции; оказание юридической помощи при исполнении судебного решения, без чего (безусловного исполнения судебного решения) невозможна эффективная судебная защита прав и свобод человека и гражданина. Каждая из предусмотренных ст. 118 (ч. 2) форм судопроизводства, а также отдельные судебных органов (в частности, кассация, надзор) обладают определенной спецификой в правовой регламентации вопросов оказания юридической помощи, в том числе не всегда оправданной.

В связи с этим важной проблемой является разумная унификация в соответствии с требованиями равенства всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19) оснований и порядка гарантирования квалифицированной юридической помощи на всех стадиях судопроизводства и во всех конституционных формах его реализации, если, в частности, речь идет о судебной защите прав и свобод человека и гражданина.

Вместе с тем могут быть вполне оправданными, в том числе не противоречащими требованиям ст. 19 Конституции РФ, определенные особенности оказания юридической помощи при отправлении отдельных форм правосудия. Это находит и конституционное подтверждение, имея в виду, в частности, повышенное внимание Основного Закона к гарантированию квалифицированной юридической помощи в процессе судебной защиты прав и свобод в сфере уголовно-процессуальных отношений (ч. 2 ст. 48, ст. 47, 49-52).

Повышение качества юридической помощи и совершенствование механизмов ее обеспечения в процессе судебной защиты прав и свобод является одним из важных направлений развития судебно-правовой реформы. Не случайно уже на начальных этапах осуществления судебной реформы, с начала 90-х годов, проблемы оказания квалифицированной юридической помощи, совершенствования деятельности адвокатуры неизменно рассматривались в качестве важного направления судебно-правовых преобразований, направленных на обеспечение доступности правосудия, повышение эффективности судебной защиты прав и свобод, повышение уровня исполнения судебных решений. Все эти аспекты правосудия напрямую связаны с качеством юридической помощи, оказываемой в процессе реализации гражданами и организациями права на судебную защиту.

Среди первоочередных задач в этом плане являются: обеспечение оптимального сочетания негосударственных и государственных институтов юридической помощи, в том числе с учетом эксперимента по созданию системы государственных юридических бюро для оказания юридической помощи малоимущим гражданам; существенное повышение качества профессиональной подготовки юридических кадров, совершенствование квалификационной аттестации и расширение конкурсных начал отбора субъектов оказания юридической помощи; усиление ответственности адвоката перед доверителем, включая имущественную, что предполагает, в свою очередь, необходимость эффективного использования механизмов страхования профессиональной имущественной ответственности адвокатов; совершенствование юридических (гражданско-правовых) договорных форм оказания юридической помощи, необходимость урегулирования возможности использования так называемого гонорара успеха.

Так, условия договора возмездного оказания правовых услуг должны иметь строгую законодательную регламентацию, что касается и вопроса о возможности использования в нашей правовой системе условного вознаграждения (гонорара успеха).

Соответственно, в процессе законодательного регулирования общественных отношений по оказанию юридической помощи необходимо обеспечение надлежащего баланса между такими конституционно защищаемыми ценностями, как гарантирование квалифицированной и доступной юридической помощи, самостоятельность и независимость судебной власти и свобода договорного определения прав и обязанностей в рамках гражданско-правовых отношений по оказанию юридической помощи (см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 23 января 2007 года № 1-П).

Нуждается в совершенствовании правовое регулирование оказания квалифицированной юридической помощи в сфере административного правосудия, в том числе с точки зрения расширения возможностей участия адвоката (защитника) на ранних процессуальных стадиях административно-судебных споров с участием граждан, возможности обжалования административных решений суда, касающихся в частности административного ареста, до их обращения к исполнению, и др.

Существенной спецификой характеризуется реализация права на квалифицированную юридическую помощь в сфере конституционного правосудия. Повышенные квалификационные требования к представителю стороны, призванному оказывать юридическую помощь в конституционном судопроизводстве, вплоть до требования обладать ученой степенью кандидата юридических наук (ч. 2 ст. 53 ФКЗ «О Конституционном суде РФ»), объясняются особым характером данной формы судопроизводства и, в конечном счете, не индивидуально-правовым, а нормативным значением принимаемого Конституционным Судом решения. Поэтому, защищая права конкретного доверителя, представитель стороны в то же время должен уметь глубоко анализировать не только и не столько фактические обстоятельства дела, а, прежде всего, нормы проверяемого на соответствие Конституции закона, применением которого были (или могли быть) нарушены конституционные права и свободы заявителя.

В связи с этим нуждаются в более детальной регламентации процессуальные особенности реализации правомочий представителя стороны в конституционном судопроизводстве, в частности в лице адвоката. Предлагается закрепить на уровне отраслевого процессуального законодательства обязанность адвоката (защитника), участвующего в рассмотрении конкретного дела в суде общей юрисдикции или арбитражном суде, при обнаружении не соответствующего Конституции РФ закона, подлежащего применению в деле его доверителя, заявить ходатайство о приостановлении рассмотрения данного дела и направлении запроса в Конституционный Суд. Отказ в удовлетворении ходатайства может быть обжалован в вышестоящую инстанцию. Одновременно этим не исключается возможность обращения в Конституционный Суд в соответствии с действующим законодательством самого гражданина-доверителя.

Предметом особой заботы должно стать совершенствование оказания квалифицированной юридической помощи малоимущим гражданам, включая оказание бесплатной юридической помощи. Известно, что с 1 января 2006 года Министерством юстиции РФ во исполнение постановления Правительства РФ (см.: Постановление Правительства РФ от 22 августа 2005 года № 534 «О проведении эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» // СЗ РФ. 2005. № 35. Ст. 3615; Постановление Правительства РФ от 13 ноября 2006 года № 676 «О продлении на 2007 год срока проведения эксперимента по созданию государственной системы оказания бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам» // СЗ РФ. 2006. № 47. Ст. 4906)  проводится эксперимент по оказанию малоимущим гражданам бесплатной юридической помощи по гражданским делам (в Карелии, Чечне, Волгоградской, Иркутской, Магаданской, Московской, Самарской, Свердловской, Томской и Ульяновской областях).

Цель эксперимента — оптимизировать «механизм по реализации государственной политики в области оказания бесплатной юридической помощи малоимущим» по гражданским делам. Однако, при очевидном позитивном характере соответствующих намерений, связанных с решением этой сложной проблемы, заложенный в рамках проводимого эксперимента концептуальный подход имеет существенные недостатки(См. об этом, напр.: Нилус Г.Н. Система юридической помощи малоимущим нуждается в совершенствовании // Адвокат. 2006. №11; Шаров А. Докажи, что бедный, шесть раз. Эксперимент по бесплатной юридической помощи начался с непроходимой бюрократической волокиты // Российская газета. 2006.11 апреля).

Решению конкретных задач повышения качества юридической помощи существенным образом способствовала бы — наряду с внесением отдельных изменений в действующее законодательство (например, в ч. 4 ст. 25, ст. 26 ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ») — разработка и принятие комплексного, межотраслевого по своему значению Федерального закона «О квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации», а также принятие в порядке его развития и конкретизации законов субъектов Российской Федерации.

До принятия же такого Федерального закона Ростовской области следует проявить инициативу по разработке и принятию Законодательным Собранием области Закона об оказании квалифицированной юридической помощи в Ростовской области, используя при этом конституционные возможности конкретизации субъектом Федерации федерального законодательства и осуществления опережающего законодательного регулирования.

В предмет такого регионального закона могли бы войти как уже получившие решение на уровне законодательства Ростовской области во исполнение норм Федерального закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» вопросы предоставления бесплатной юридической помощи отдельным категориям граждан (см.: Областной закон Ростовской области от 4 марта 2003 года № 310-ЗС в ред. от 30 марта 2006 года № 477-ЗС «О порядке предоставления гражданам Российской Федерации бесплатной юридической помощи в Ростовской области» // Наше время. 2003. 6 марта), так и иные вопросы гарантирования юридической помощи, до настоящего времени не урегулированные в областном законодательстве.

Среди них — обеспечение доступности юридических услуг населению путем установления порядка учреждения юридических консультаций по инициативе органов государственной власти Ростовской области, если на территории одного судебного района общее число адвокатов во всех адвокатских образованиях, расположенных на территории данного судебного района, составляет менее двух (ст. 24 названного Федерального закона), а также государственной поддержки таких консультаций посредством оказания финансовой и материально-технической помощи, обеспечения адвокатских объединений помещениями для организации приема граждан и оказания юридической помощи по льготным тарифам арендной платы и оплаты коммунальных услуг, выделения служебных помещений для адвокатов, направленных для работы в юридические консультации (здесь можно учесть опыт Республик Бурятия и Кабардино-Балкария (см.: Закон Республики Бурятия от 29 декабря 2003 года № 605-111 в ред. от 5 марта 2007 года «О некоторых вопросах деятельности адвокатуры на территории Республики Бурятия» // Бурятия. 2003. 31 дек.; Закон Кабардино-Балкарской Республики от 12 декабря 2006 года № 92-РЗ «О мерах по обеспечению доступной для населения юридической помощи и содействию адвокатской деятельности в Кабардино-Балкарской Республике» // Кабардино-Балкарская правда. 2006. 20 дек.)) и т.д.

Не лишним было бы рассмотреть и возможность взаимодействия в этой области с органами местного самоуправления, в том числе через делегирование им отдельных государственных полномочий органов государственной власти. Соответствующая практика имеет место, например, в Красноярском крае (см.: Закон Красноярского края от 10 июля 2007 года №2-322 «О наделении органов местного самоуправления Таймырского Долгано-Ненецкого и Эвенкийского муниципального районов отдельными государственными полномочиями по предоставлению гражданам бесплатной юридической помощи» // Ведомости высших органов государственной власти Красноярского края. 2007. 30 июля.).

© Адвокатской палаты
Ростовской области, 2006
+7 (863) 282-02-08, 282-02-09,
344006, г. Ростов-на-Дону,
пр. Ворошиловский, 12, 2-й этаж

Герб Адвокатской палаты Ростовской области

Задать вопрос вице-президенту АП РО Панасюку С.В.

Рекомендации, разъяснения и заключения Научно-методического совета АП РО

Свежий номер журнала «Южнороссийский адвокат»

Подписка на «Новую адвокатскую газету»

Design by Vibe