АП-РО
Адвокатская Палата Ростовской Области
 
Статус и членствоГрафики дежурствБесплатная юрпомощь

Защита прав потребителей...

Защита прав потребителей, нарушенных в результате продажи товаров ненадлежащего качества

От редакции. 12 декабря 2007 года вступил в силу ФЗ «О внесении изменений в закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» и часть вторую Гражданского кодекса Российской Федерации». Закон существенным образом расширяет права потребителей и конкретизирует механизмы их защиты. В журнале «Южнороссийский адвокат» № 1-2 (30-31) 2008 мы опубликовали комментарий Татьяны Федирко - председателя правления Ростовского союза защиты прав потребителей к упомянутому ФЗ. Сегодня продолжаем тему.

Договор розничной купли-продажи - наиболее распространенный договор. При возникновении потребности в каком-либо товаре человек обращается в магазин с целью купить этот товар.

К сожалению, часто бывает, что приобретенный товар оказывается ненадлежащего качества. Однако не все потребители обращаются к продавцу за устранением обнаруженных дефектов. И чаще всего это случается в силу незнания своих прав, предусмотренных законом «О защите прав потребителей».

Итак, рассмотрим, что же относится к ненадлежащему качеству товара, и какие права предоставляются потребителю при продаже указанных товаров.

Точное определение понятия «ненадлежащее качество товара» в законе «О защите прав потребителей» не содержится, однако из содержания закона следует, что к ненадлежащему качеству товара относятся «недостаток» и «существенный недостаток».

Недостаток - это несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) его описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

К существенному недостатку относится неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляется неоднократно, или проявляется вновь после его устранения, или другие подобные недостатки.

В случае если проданный товар оказался ненадлежащего качества, то есть имеет недостаток или существенный недостаток, то потребитель в силу ст. 18 закона «О защите прав потребителей» вправе по своему выбору требовать:

- незамедлительного  безвозмездного  устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;

- соразмерного уменьшения покупной цены;

- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула);

- замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар денежной суммы. В данном случае, по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками. Если товар ненадлежащего качества возвращен продавцу за счет потребителя, последний вправе требовать с продавца возмещения расходов по доставке товара.

Важным моментом является то, что только потребитель имеет право выбора в соответствии со ст. 18 закона «О защите прав потребителей».

Часто случается, когда покупатель, обнаружив недостатки в товаре, обращается к продавцу с требованием о расторжении договора купли-продажи. Но продавец, в свою очередь, предлагает только ремонт товара, утверждая, что возврат денежных средств невозможен. В указанной ситуации продавец нарушает права потребителя, предусмотренные законом «О защите прав потребителей». В Законе нет ограничений, когда бы потребитель не мог требовать расторжения договора купли-продажи при продаже товара ненадлежащего качества.

Также потребителю следует знать, что отсутствие кассового или товарного чека или иного документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара не является основанием для отказа в удовлетворении его требований. Так, в силу ст. 493 ГК РФ отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Итак, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества у потребителя. В случае необходимости они могут провести проверку качества товара, при этом потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Часто возникает вопрос: а в чем же причина возникновения недостатков - то ли это брак изготовителя, то ли неправильное использование товара?

В случае возникновения спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара.

Важным моментом является то, что данная экспертиза проводится за счет указанных лиц (продавец и др.), а не за счет потребителя. Однако, если потребитель не согласен с результатами проведенной экспертизы, он может обжаловать их в судебном порядке.

Потребителю следует обратить внимание на квалификацию эксперта и на содержание экспертного заключения.

Так, в соответствии со ст. 8 ФЗ «О государственной судебно-эскпертной деятельности в РФ», заключение эксперта должно основываться на положениях, дающих возможность проверить обоснованность и достоверность сделанных выводов на базе общепринятых научных и практических данных.

В соответствии со ст. 13 ФЗ «О государственной судебно-эскпертной деятельности в РФ», эксперт должен иметь высшее профессиональное образование и пройти последующую подготовку по конкретной экспертной специальности в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Определение уровня профессиональной подготовки экспертов и аттестация их на право  самостоятельного производства судебной экспертизы осуществляются экспертно-квалификационными комиссиями в порядке, установленном нормативными правовыми актами соответствующих федеральных органов исполнительной власти. Уровень профессиональной подготовки экспертов подлежит пересмотру указанными комиссиями каждые пять лет.

Потребителю предоставлено много прав и возможностей их защиты при нарушении. Однако не каждый потребитель пользуется своими правами, часто в силу незнания закона «О защите прав потребителей».

Рассмотрим положительные моменты, которые способствуют потребителю при защите своих прав.

Если продавец отказывается в добровольном порядке исполнить требования потребителя, последний имеет право обратиться в суд.

При подаче искового заявления в суд истец освобождается от уплаты государственной пошлины (вне зависимости от цены иска), тем самым не несет дополнительные расходы.

Потребитель вправе требовать компенсации морального вреда и возмещения убытков, полученных в результате продажи товара ненадлежащего качества.

Исковое заявление о защите прав потребителей подается по выбору истца: по месту жительства или пребывания истца, или по месту нахождения организации, или по месту заключения или исполнителя договора.

За нарушение продавцом сроков выполнения требований потребителя, предусмотренных законом, последний вправе предъявить требование по выплате неустойки (пени) в размере одного процента цены товара за каждый день просрочки. При этом требование по уплате неустойки (пени) подлежит удовлетворению в добровольном порядке.

Также потребитель может обратиться за защитой своих прав в общественное объединение потребителей (их ассоциации, союзы) или в органы местного самоуправления.

Если исковое заявление подано, то при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (продавца, исполнителя и других ответственных лиц) за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Если с заявлением в защиту прав потребителя выступают общественное объединение потребителей (их ассоциации, союзы) или органы местного самоуправления, пятьдесят процентов суммы взысканного штрафа перечисляются указанным объединениям (их ассоциациям, союзам) или органам.

Следует предупредить потребителя, что необходимо соблюдать досудебный порядок урегулирования спора, т.е. предъявить продавцу претензию (требования) в письменном виде.

Потребителю предоставлено такое право, как право на просвещение в области защиты прав потребителей.

Однако, как показывает практика, большинство нарушений в области прав потребителей - это результат незнания потребителем своих прав.

Чем больше граждан будут просвещены в области защиты своих прав - прав потребителей, тем больше они смогут защитить их и восстановить уже нарушенные права, как в судебном порядке, так и путем досудебного урегулирования спора.

В. Мамай, председатель РОКА «Версия», адвокат.
О. Смелова, помощник адвоката.

© Адвокатской палаты
Ростовской области, 2006
+7 (863) 282-02-08, 282-02-09,
344006, г. Ростов-на-Дону,
пр. Ворошиловский, 12, 2-й этаж

Герб Адвокатской палаты Ростовской области

Задать вопрос вице-президенту АП РО Панасюку С.В.

Рекомендации, разъяснения и заключения Научно-методического совета АП РО

Свежий номер журнала «Южнороссийский адвокат»

Подписка на «Новую адвокатскую газету»

Design by Vibe