АП-РО
Адвокатская Палата Ростовской Области
 
Статус и членствоГрафики дежурствБесплатная юрпомощь
Главная Издания палаты Периодические Южнороссийский адвокат № 4 (сентябрь-октябрь) 2009 г. Владимир Плигин: «Проиграть» наше государство нельзя!»

Владимир Плигин: «Проиграть» наше государство нельзя!»

20 октября состоялась встреча актива Ассоциации выпускников президентской программы в Ростовской области с председателем комитета по государственному строительству и конституционному законодательству Государственной Думы ФСРФ Владимиром Николаевичем Плигиным. Конкретно тема встречи не была сформулирована, и беседа участников «круглого стола» получилась многоплановой, но магистральное ее русло проходило через тему взаимодействия бизнеса и власти, бизнеса и государства. Тема важная для всех, а для юристов, правоведов, адвокатов - в особенности.

России нужна новая элита

Акцент Владимир Николаевич сделал на выработке совместного понимания по тем задачам и проблемам, которые стоят в настоящее время перед Россией. По его словам, Россия впервые за очень долгое время находится в стадии формирования широкого слоя людей, которые являются носителями ее духа. Это самодостаточные люди, осознающие себя частью России и связывающие свою судьбу с ней. Это люди, которые понимают задачи развития страны и действуют во благо ее будущего. В Российской империи эту функцию выполняло дворянство, в СССР - партийная верхушка. В настоящее время - это нарождающийся средний класс, представленный бизнесом. Это новая элита страны, на которую государство делает ставку в своем развитии и поддержки которой ищет

Поиски новой картины мира

(...) Констатируется факт, что ни одна из предложенных предыдущим периодом систем управления миром - через международные организации, систему транснациональных корпораций и т.п. - не сумела победить. И в ближайшей перспективе общество будет все равно управляться через систему государств. И здесь встает дискуссионный вопрос: а что такое собственное сильное государство? Это сильная армия? Сильные спецслужбы? Сильное государственное влияние в экономике? По мнению В.Н. Плигина, ни один из этих пунктов не исключается, но как только начинаешь рисовать государство исключительно красками силы и безопасности, то утрачиваешь разумное направление его развития и теряешь опору в слое людей, потенциально готовых к сотрудничеству теряешь сильное общество. Баланс между сильным обществом и сильным государством очень хрупок. Тем более, что любая власть склонна к расширению. И важно установить пределы, ограничивающие влияние власти, государства.

И в этом ракурсе, по мнению Плигина, статья Президента Медведева «Россия, вперед!» крайне интересна: она - попытка найти союзников в развитии страны, попытка построить состоятельное государство (а одна из угроз ближайшего времени для нашей страны - оказаться несостоятельным государством) с опорой на общество. По крайней мере, на тот слой людей, которые понимают Россию как свою страну. И здесь очень важен момент деконцентрации собственности: власть должна постоянно чувствовать присутствие гражданского общества и политических партий.

Угрозы, проблемы, вызовы

Как реально будет происходить развитие общества, каковы будут новые системы государственного управления, какими будут новые правила игры в мировой системе - об этом сегодня никто не может внятно сказать, отмечает Владимир Николаевич. Вероятно, в ближайшие десятилетия мы обречены на то, чтобы «шарахаться» от одной картины мира к другой. Но совершенно очевидны те проблемы и вызовы, на которые придется отвечать и мировому сообществу вообще, и России в частности. Председатель комитета по государственному строительству и конституционному законодательству ГД ФС РФ не раз возвращался к этой теме за время беседы.

Одна из проблем - неэффективная организация пространства страны. «Мы тратим огромные деньги на содержание ряда предполярных городов, действуя, таким образом, все еще в рамках сталинской концепции освоения российского пространства. Нам нужно переформатировать карту. Страна не может развиваться по принципу двух городов - Москвы и Петербурга. Необходима децентрализация», - говорит Владимир Плигин и подчеркивает: одна проблема тянет за собой ряд других.

- Важно развивать сельские поселения. В этой сфере движение будет, вероятно, происходить в сторону формирования достаточно больших конгломератов, которые притягивали бы людей из малонаселенных нерентабельных территорий. И эти конгломераты должны быть достаточно распыленными по территории. А значит, следует развивать малоэтажное строительство. Сегодня его динамичному развитию препятствуют административные барьеры. В частности, для того, чтобы получить разрешение на строительство, требуется в среднем по России 54 процедуры, которые занимают 704 дня. Для сравнения: в Грузии - 100 дней, в Болгарии -101.

Развитие малоэтажного строительства способствовало бы, по мысли парламентария, и улучшению демографической ситуации в стране, «потому что даже самая современная городская квартира рождение трех детей предполагает в качестве подвига».

- Мы сегодня столкнулись с тем, что у трех поколений людей нет надежды на приобретение собственного жилья. Заставляя их жить под одной крышей, мы фактически подталкиваем людей к тому чтобы ненавидеть друг друга (даже если это внешне нормальные отношения), подталкиваем к вымиранию. А задача сохранения населения, которое с учетом нелегальных мигрантов составляет в России приблизительно 150 миллионов, - одна из ключевых для страны.

В.Н. Плигин акцентирует: под населенными пунктами в настоящее время находится всего 1% территории России. А ведь следующий вопрос, на который нам придется отвечать перед мировым сообществом, - это вопрос справедливого владения своей землей и ресурсной базой. Мы должны быть готовы, что к 2025 году население мира составит 8,5 миллиардов человек. Из них около одного миллиарда человек - экологические мигранты, вынужденные покидать территорию своих государств из-за исчерпания водных ресурсов и увеличения числа пустынь. А это проблема ресурсов, проблема маргинализации мира, проблема нарастания неуправляемых территорий. А для России это еще и проблема сохранения своих территорий.

Надежда - на развитие частной инициативы

Все эти темы, поднятые Владимиром Плигиным, - не ликбез. Эти абстрактные, на первый взгляд, вещи оказывают непосредственное влияние на конкретику сегодняшнего дня. В частности, это объяснение того, почему государство, при уменьшающихся доходах и дефиците бюджета, идет на наращивание социальных обязательств, в ущерб инфраструктурным инвестициям, которые необходимы для роста ВВП, модернизации экономики и преодоления сырьевого тренда.

- Нам необходимо найти баланс между уменьшающимися государственными доходами и сохранением стабильного развития общества. Нужно понимать, что в 2010 году мы фактически исчерпаем резервный фонд, задействуем Фонд национального благосостояния.

Правда, есть прогнозы, что с 2010 года будет рост государственных доходов и внутреннего валового продукта, но, в основном, за счет нефтегазового сектора экономики. Наши надежды на будущее связаны с максимальным развитием частной инициативы, и мы понимаем, что это требует от государства достаточно серьезных изменений.

Первое: мы вынуждены реагировать на совершенно недопустимый объем бюрократического и коррупционного воздействия на различные сферы бизнеса. И это одна из задач, на решении которой государство будет фокусироваться в ближайший период времени. Второе связано с психологической незащищенностью частной собственности. Речь идет не столько о законодательной защите, сколько о том, что в понимании реального среднего сотрудника правоохранительной машины защита абстрактного государственного интереса никак не связана с защитой, в том числе, и конкретной частной собственности. А значит, требуется переформатирование общественной психологии, ментальное перепрограммирование, которое займет много времени...

Перейдя к конкретике, Владимир Николаевич рассказал о тех подвижках, которые происходят уже сегодня: о принятых законах и законодательных инициативах, находящихся в настоящий момент на рассмотрении Государственной Думы, которые должны способствовать развитию бизнеса.

Это новая редакция закона о защите прав юридических лиц и ИП, серьезно ограничивающая права надзорных органов государственной власти при проведении проверок. В июле был принят закон, упрощающий порядок приватизации арендуемых помещений для предприятий малого и среднего бизнеса. В настоящее время в первом чтении принят законопроект, который смягчает ответственность за налоговые преступления и повышает пороговые значения по неуплаченным налогам: для граждан - до более 500 тысяч рублей налогов за три года (сейчас - 100 тысяч рублей), для компаний — до 1,5 млн рублей (сейчас - 500 тысяч рублей). Идет работа над законопроектом о систематизации предоставления государственных, субъектовых и муниципальных услуг, которые должны быть опосредованы административными регламентами. Это необходимый шаг к созданию электронного правительства, следующий шаг - электронная подпись. То есть идет движение в направлении систематизации общества, повышении эффективности работы государства, чиновников.

Малый и средний бизнес должен учиться лоббировать свои интересы

- Где бы нам в этой работе хотелось заручиться поддержкой? Некоторое время назад был принят закон об антикоррупционной экспертизе законодательных актов, который предоставляет право экспертизы не только органам прокуратуры, но и институтам гражданского общества. И я призываю вас принимать в этом активное участие, - обратился к участникам «круглого стола» Владимир Плигин. - Кроме того, необходимо выстроить систему не коррупционного, а цивилизованного проведения интересов, то есть создать разумные лоббистские структуры, представляющие интересы того или иного сектора экономики.

По мнению Владимира Николаевича, малому и среднему бизнесу в нашем регионе не так уж и сложно лоббировать свои интересы, тем более что отдельные депутаты, ЗС РО в целом и губернатор области настроены по отношению к этому процессу лояльно. Через ЗС РО можно внести предложения по изменению федерального законодательства - добиться от каждого областного депутата внесения той или иной законодательной инициативы. Возможно, она и не пройдет, но нужно понимать, что каждая внесенная законодательная инициатива - серьезный раздражающий фактор для государственной системы, заставляющий ее реагировать. В ряде случаев можно вести переговоры напрямую с правительством, но оно значительно менее динамично.

В ответ на сомнение о том, что такое лоббирование возможно, Плигин высказал свою позицию:

- Сложно прочитать рукопись, которая не написана. В рамках бесед высказывается достаточно много идей. Но идея начинает жить только тогда, когда она вербализована и напечатана. Заставить государственный аппарат думать над тем, что нужно изменить, до написания определенной формулы невозможно. И эта формула должна быть предельно конкретна. Если это будет так, то, смею вас заверить, среди политиков найдется 1000 и один потребитель, который с жадностью схватится за вашу формулу и будет с жаром ее продвигать.

Евгения Пешеходько.
Фото Михаила Кузнецова.

© Адвокатской палаты
Ростовской области, 2006
+7 (863) 282-02-08, 282-02-09,
344006, г. Ростов-на-Дону,
пр. Ворошиловский, 12, 2-й этаж

Герб Адвокатской палаты Ростовской области

Задать вопрос вице-президенту АП РО Панасюку С.В.

Рекомендации, разъяснения и заключения Научно-методического совета АП РО

Свежий номер журнала «Южнороссийский адвокат»

Подписка на «Новую адвокатскую газету»

Design by Vibe