АП-РО
Адвокатская Палата Ростовской Области
 
Статус и членствоГрафики дежурствБесплатная юрпомощь

Доверие: насколько оно важно и когда возникает...

(из выступления Светланы Володиной,
директора Института адвокатуры МГЮА,
на конференции по проблемам адвокатской этики)

Бесспорно, одним из важнейших аспектов деятельности адвоката на всех этапах оказания квалифицированной юридической помощи является способность правильно построить и успешно продолжить взаимоотношения со своим подзащитным. В понимании адвокатской компетентности отечественные исследователи делают акцент на ряде моментов: оптимальный уровень интеллектуального развития, гибкость и конвергентность мышления, активность, высокий темп реакции, лабильность, эмоциональная устойчивость, высокий и устойчивый уровень саморегуляции и т.д. Сами адвокаты отмечают такие необходимые качества для успешного общения: внимательность, корректность, умение правильно понимать другого человека.

Доверие между людьми как компонент «психологической дистанции» активно исследуется А.Б. Купрейченко. Она разработала методику измерения доверия личности другим людям. Основой предлагаемой ей методики являются ведущие компоненты феномена доверия - это предсказуемость, надежность, единство. У адвоката и подзащитного должно возникнуть доверие. Нередко эта «дистанция» то сближается, то отдаляется. Но происходит это по определенным законам. Исследователь проблемы психолог B.C. Сафонов выделяет три функции доверия.

Первая функция им обозначена как «функция обратной связи в процессе самопознания личности». Подзащитный в процессе доверительного общения получает от адвоката обратную связь на свои проблемы, трудности, переживания и, наконец, чувства, получает принципиально значимую для себя правовую и личностную информацию, которую можно систематизировать следующим образом: комментарии по законодательству, куда включаются, прежде всего, процессуальные особенности положения обвиняемого или подозреваемого, анализ предполагаемого или предъявленного обвинения, судебная практика по аналогичным составам; предварительные прогнозы по конкретному обвинению; задачи защиты, возможные варианты защитительной позиции, их особенности и преимущества; возможные способы реализации позиции; лично значимая информация для подзащитного (о здоровье, семье и бизнесе); информация об адвокате и адвокатской тайне (стаж, опыт ведения аналогичных дел, правовой режим и защищенность адвокатской тайны). Подзащитный соизмеряет получаемую информацию со своими представлениями, собственными мыслями и чувствами, а главное - внутренними прогнозами. Анкетирование показало, что оценивает доверитель эту информацию с точки зрения интуитивного (верю - не верю) доверия к защитнику.

Вторая функция, сформулированная B.C. Сафоновым, - функция «психологического облегчения». После раскрытия адвокату своих проблем и мотивов наступает момент психологического облегчения для того, кто был внимательно выслушан и правильно понят человеком, который может решить его проблемы. Доверитель начинает надеяться на помощь защитника.

Третья функция - это «функция углубления взаимоотношений». Доверительное отношение приводит к желанию не только взаимодействовать, но и решать свои проблемы, дальше общаться со своим адвокатом. У доверителя возникает чувство защищенности.

(Примечательно, наиболее типичные причины смены защитника (по соглашению) формулируются так: отсутствие профессионального и/или личного доверия. Причем, обе ставятся на первое место.)

В результате выполненных исследований психолог Б.Дано пришел к выводу, что на возникновение доверия влияет, прежде всего, репутация конкретной личности адвоката. Почти все наши доверители обращаются к адвокату только по рекомендации, которой они доверяют 100% опрошенных граждан сказали, что в случае необходимости искали бы адвоката только по рекомендации. При этом 95% сказали, что рекламе не доверяют.

Исследователь П. Коллок считает, что ситуация риска, т.е. та ситуация, в которой человек вынужден прибегнуть к услугам адвоката, требует про явления доверительности между людьми. Поэтому вполне закономерно, что именно проблема доверия является одной из важнейших во взаимоотношениях адвоката и доверителя. Исследователь П.Н. Шихирев называет условия, которые способствуют установлению доверия в деловых отношениях. И наши результаты оказываются очень соотносимыми. Адвокат, который хочет, чтобы ему доверяли подзащитные, должен проявлять на деле следующие качества:

- порядочность - должен иметь репутацию абсолютно честного и верного своему слову и делу человека;

- доброжелательность;

- открытость - должен иметь готовность свободно объяснять свою позицию, делиться информацией и принятыми решениями;

- профессиональную компетентность - должен обладать специальными  знаниями и навыками межличностного общения, необходимыми для выполнения взятых на себя обязательств, а также бесспорным профессиональным авторитетом;

- последовательность - должен быть понимаемым, надежным, предсказуемым и проявлять здравый смысл в различных ситуациях.

Примечательно, что другие исследователи, называя факторы, разрушающие доверие, называют качества, прямо противоположные вышеназванным, что тоже вполне коррелируется:

- человек непорядочный не будет вызывать доверие;

- необязательность, непоследовательность, неумение держать слово;

- ненадежность и предвзятость в отношениях с другими;

- нелояльность, неприветливость;

- закрытость, неумение делиться целями, задачами, принятыми решениями и информацией с другими. Однако доверие в деловых отношениях имеет последовательные фазы своего развития. С момента делового знакомства отношения проходят три основных стадии:

- фаза расчета - на этом этапе доверитель сверяет свои предположения, ожидания с реальностью. У него есть практическая проблема, которую необходимо наиболее эффективно решить. Он соотносит все плюсы и минусы. Если этот этап пройден успешно, наступает вторая стадия;

- фаза информации - здесь в первую очередь имеет значение опыт общения, ценность и понятность информации, а главное - ее практическая направленность;

- фаза тождества - на этом этапе цели по достижению желаемого результата  уже общие. Адвокат и доверитель понимают друг друга. Доверитель уверен в советах и конкретных действиях своего адвоката. Адвокат уверен в искренности своего доверителя.

Проведенный опрос дал интересную картину: 95% опрошенных обвиняемых, которых защищали адвокаты по назначению, сообщили, что после первого контакта доверия к адвокату не возникло. Это связано с тем, что они заранее были убеждены, что профессионал, не получающий достойной оплаты за свой труд, не очень заинтересован в результате и не будет уделять делу должного внимания. 5% опрошенных, к кому адвокаты пришли в изолятор до начала слушания дела, сообщили: доверие возникло, и они его не потеряли. Однако, после проведения дела 85% осужденных ответили, что доверие и к конкретному адвокату, и к адвокатской деятельности у них возросло.

Примечательно, что стаж адвоката на возникновение доверия не влиял. (Мой собственный адвокатский опыт подтверждает этот вывод, т.к. на протяжении первых лет адвокатской практики я сообщала (хотя это и так было видно), что имею небольшой стаж работы и что подзащитный имеет право от меня отказаться и просить назначить ему другого адвоката, но отказа ни разу не произошло.)

Иная картина у подзащитных, чьи интересы представляют адвокаты по соглашению. О не возникновении доверия с момента заключения соглашения сообщили только 15% опрошенных, при этом стаж адвоката играет большую роль. А после постановления приговора неоправданные ожидания оказались уже у 95% подзащитных.

То есть в целом тенденция видится примерно такая: доверие к адвокатам по назначению сразу не возникает, но по мере работы формируется, а к адвокатам по соглашению изначально доверие возникает, потом зарождается сомнение в результате, потребность взять второго или третьего адвоката или вообще заменить адвоката, и после постановления приговора доверие окончательно падает. Это, безусловно, вызвано тем, что у подзащитных были не реализованы внутренние прогнозы и ожидания. Отчасти эти прогнозы могли быть сформированы самостоятельно, но чаще - при прямом или косвенном участии адвоката. И в конечном итоге работу адвоката оценивают как «неэффективную». Значит, подзащитные напрямую связывали ожидаемый положительный результат с деятельностью адвоката по соглашению. При этом 70% опрошенных сказали, что гонорар был завышен, а 45% считали, что такой гонорар предполагал гарантию определенного результата.

Можно предположить, что причина непонимания между адвокатом и доверителем - в недостаточном уровне профессиональной подготовки адвокатов, предусматривающей обязанность адвоката в момент заключения соглашения четко разъяснить, что он не может гарантировать результат по делу, что гонорар предусматривает только его профессиональную работу, что может и должен сделать адвокат в рамках процесса, а что - не может и не будет делать. Я думаю, что наша обязанность - передать эти необходимые требования к работе адвоката нашим стажерам и молодым адвокатам.

Подчеркну, 100% опрошенных подсудимых и осужденных ответили одинаково: независимо от того, был ли у них адвокат по назначению или по соглашению, - для них очень важно знать, что адвокат сделал «всё, что мог». Но больше всего осужденные доверяют тем адвокатам, с которыми они не потеряли связь после осуждения.

От редакции

Признаться, 100-процентная востребованность доверителями уверенности в том, что «адвокат сделал всё, что мог», очень удивила. Казалось бы, во взаимоотношениях с адвокатом, как, например, и с доктором, человеку должно быть абсолютно всё равно, как адвокат (доктор) выглядит, как он ведет себя, вызывает ли он доверие на эмоциональном уровне или нет; казалось бы, гораздо более важно другое: результат его работы и результаты его прежней работы. Чтобы убедиться в том, что мы правильно поняли Светлану Игоревну, мы даже уточнили у нее после ее доклада - действительно ли таковы данные опроса? Да, подтвердила она и отметила, что столь распространенная эмоциональная оценка работы адвокатов ее тоже удивила. Тем не менее, факт остается фактом. И, видимо, придется вспомнить выводы тех исследователей, которые подчеркивают: в ситуации, которую можно назвать ситуацией риска, доверители особенно нуждаются в поддержке, причем, часто - в поддержке эмоциональной, ожидая ее от адвоката.

© Адвокатской палаты
Ростовской области, 2006
+7 (863) 282-02-08, 282-02-09,
344006, г. Ростов-на-Дону,
пр. Ворошиловский, 12, 2-й этаж

Герб Адвокатской палаты Ростовской области

Задать вопрос вице-президенту АП РО Панасюку С.В.

Рекомендации, разъяснения и заключения Научно-методического совета АП РО

Свежий номер журнала «Южнороссийский адвокат»

Подписка на «Новую адвокатскую газету»

Design by Vibe